Президент Владимир Зеленский подписал законы о внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы относительно льготного растаможивания автомобилей на европейских номерах.
Об этом сообщила пресс-служба главы государства вечером 12 мая.
"Эти законы, принятые Верховной Радой 15 апреля 2021 года, временно упрощают механизм растаможивания импортируемых из Европы автомобилей, а также способствуют защите окружающей среды от вредных выбросов", — говорится в сообщении.
Согласно документам, бывшие в употреблении автомобили с европейской регистрацией, которые старше пяти лет и ввезены на территорию Украины до конца 2020 года, облагаются налогом по льготной ставке налога на добавленную стоимость и акцизного налога.
"Сумма акцизного налога будет зависеть от возраста автомобиля, объема и типа двигателя и не будет зависеть от его стоимости. Базовая ставка будет колебаться от нуля до 150 евро, и в основном стоимость растаможивания не превышает одной тысячи евро", — отметили в Офисе президента.
К тому же, добавили в ОПУ, такие автомобили временно освобождают от налогообложения ввозной пошлиной. В то же время по льготному механизму можно растаможить один автомобиль одной категории одного владельца.
"На льготное таможенное оформление дается 180 дней с момента вступления в силу законов. Участники АТО/ООС смогут воспользоваться льготной растаможкой в течение 270 дней", — уточнили в пресс-службе ОПУ.
Также отметили, что действие этих законов не распространяется на транспортные средства, которые не соответствуют экологическим нормам "Евро-2" и выше, происходят из государства-оккупанта (государства-агрессора) или ввезены из временно оккупированной территории Украины.
Напомним, что, по мнению экспертов, одной из главных причин загрязнения воздуха в Украине является автотранспорт. В частности, експерт центра экологической инициативы "Екодія" Марина Ратушная отметила, что, по данным ВОЗ, Украина занимает 5-е место в Европе и 15-е место в мире по смертности от сердечно-сосудистых и легочных болезней, вызванных загрязнением воздуха.
Не один год акцентируется на том, что объемы вредных выбросов от авто вообще нерегулируемые — в Украине их не отслеживает ни один контролирующий орган.
Также ранее заместитель государственного секретаря Кабинета министров Украины Анатолий Куцевол заметил, что "пока европейские страны запрещают дизель и дополнительно облагаются старые автомобили, мы открываем двери для миллионов импортируемых оттуда старых авто".
По его словам, в Германии, Швеции, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Франции приняты различные меры для уменьшения ущерба от дизельных авто: от налогообложения до запрета. Украине тоже следует прекратить популяризировать дизельные и бензиновые двигатели, в тов время как мир отказывается от них и переходит на электрокары и гибриды.
Требует обращения на себя внимания и отсутствие системы утилизации старых автомобилей в Украине. В странах ЕС средний срок эксплуатации автомобиля — десять лет. Затем владелец должен снять его с регистрации и утилизировать. "Утилизационный сбор в ЕС платит владелец, стоимость утилизации — 45-200 евро. Сбор потом возвращается, но зачем этим заниматься, если выгоднее продать авто украинцам за 500 евро?" — отметил Куцевол.
Тем временем Киев регулярно попадает в топ мирового рейтинга городов с самым загрязненным воздухом, не в последнюю очередь из-за огромной автомобильной перегрузки.
Экономист и народный депутат Александр Мариковский считает, что для улучшения качества воздуха в Киеве нужно ограничить въезд автомобилей с выхлопами. В частности, по его мнению, нужно разработать определенную программу и создать зоны, в которые может заезжать только электротранспорт.